Помощник компьютерного мастера( Интернешнл консалт групп )
Описание
СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ
DOI: 10.17805/zpu.2019.4.7
Разновидности социальной идентичности:
подходы к классификации
А. И. К ОВАЛЕВА
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В статье рассматриваются проблемы социальной идентичности, ее уровней и глубины,
характеризуются способы типизации и индивидуализации в процессе идентификации,
обосновывается позиция о множественности идентичностей. Автором определены под&
ходы к классификации разновидностей социальной идентичности, представлена интер&
претация понятий, отражающих сходство и различие идентификаций по уровням, сте&
пени овладения идентичностью, содержанию и результативности идентификационных
процессов.
В статье показано, что в структуру социальной идентичности входят Я&идентичность,
а также собственно социальная идентичность как результат групповой и общественной
или общечеловеческой идентификации. Определяются следующие ступени продвижения
индивида к желаемой идентичности по степени ее обретения: наипростейшая идентич&
ность, формирующаяся идентичность, незавершенная идентичность, достигнутая иден&
тичность. Содержание или профиль как набор типичных характеристик определенной
стороны социальной идентичности характеризуют следующие ее разновидности: статус&
ная, ролевая, профессиональная, корпоративная, политическая, культурная, этническая,
историческая, национальная, гражданская, патриотическая, территориальная, религиоз&
ная, виртуальная, сетевая, возрастная, гендерная, половая, психофизиологическая, те&
лесная, европейская, азиатская, расовая и другие идентичности. По критерию нормы
и отклонения с учетом результативности процессов идентификации и социализации,
а также преодоления кризисов идентичности можно выделить позитивную, успешную, це&
лостную, негативную, кризисную, принудительную, отклоняющуюся, преждевременную,
вынужденную, ускоренную, запаздывающую, ситуационную, демонстративную, фор&
мальную, неформальную, кризисную, несформированную, диффузную, реактивную, по&
лемическую, предъявляемую идентичности, а также утраченную идентичность.
Ключевые слова: общество; личность; социализация; социальная идентификация; само&
идентификация; социальная идентичность
ВВЕДЕНИЕ
О
бщество обусловливает типическое в личностях, задавая отработанные и оправ%
давшие себя в жизнедеятельности людей социокультурные символы и образцы
(язык, информация, картины мира, обычаи, традиции, стереотипы поведения и т. д.).
Ему нужна такая степень тождественности (идентичности) его членов, которая поз%
воляет самовоспроизводиться на уровне групповой, институциональной, организаци%
89 2019 — №4
онной и ценностно%нормативной структур. Вместе с тем сложность и динамичность
общества делает невозможным и ненужным достижение очень высокой степени соци%
альной идентичности. Можно предположить, что существует определенный порог
идентичности как меры схожести и подобия личностных черт членов общества, ко
торая является достаточной для социального воспроизводства.Характер социаль%
ности общества предопределяет эту меру, а также широту вариативности выбора, ка%
ким быть индивиду. В результате каждый человек является одновременно таким же,
как все в данном в обществе, таким же, как некоторые, например в его семье, и в то же
время представляет собой неповторимую индивидуальность, как никто другой.
Общество заинтересовано в высокой степени социальной идентичности принад%
лежащих ему индивидов. Но в любом обществе остается огромное пространство для
нетипичного, неидентичного в личностях с учетом персонификации каждого челове%
ка, автономности его интернализации, индивидуализации социализационных тра%
екторий.
Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом
социальности общества. Доля социально%типического и индивидуального в конкрет%
ной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обще%
ством. Но индивидуальность тем развитей, чем больше человеком освоена соци%
альность.
ТИПИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Социальная идентификация является одной из основных потребностей личности,
связанных с признанием со стороны других людей, c необходимостью в групповой за%
щите, с возможностью в самореализации и позитивной оценки со стороны общества.
В процессе социальной идентификации задействовано не менее двух социальных
субъектов. Можно отметить, что между ними устанавливается дихотомическая связь,
позволяющая обнаружить сходство и различие, интегрированность и обособлен%
ность, типизацию и индивидуализацию. Причем дихотомические соотношения склон%
ны изменяться.
С феноменологической точки зрения, во%первых, общество предстает перед инди%
видом структурированной системой деперсонифицированных взаимосвязей, во%вто%
рых, индивиды сами конструируют общество в процессе взаимодействия и придают
реальный смысл типизированным схемам. Общество заранее готовит важнейшую для
типизации и социальной идентификации заданность, которая позволяет ему функцио%
нировать и сохранять устойчивость в ходе социальных изменений. Такую заданность
составляет прежде всего язык, который через агентов первичной социализации «на%
вязывается» индивидам, а также нормы, ценности, информация, картины мира и дру%
гие составляющие социальности. Интериоризируя этот мир в процессе социализации,
индивид входит в социальный контекст. Общество оказывается не только «вне», но
и «внутри» индивида. Оно придает форму его самоидентификации (Ковалева, 2017).
Можно предположить, что происходит постоянное растворение человека в абст%
рактных социальных качествах, которые он персонифицирует в практической дея%
тельности. А индивидуальные особенности человека обществу не нужны (как это ука%
зывается, например, в публикациях на сайте pikacho.ru). Но это не так. Общество «не
заинтересовано» в тотальном поглощении личности. Оно востребует развитие лично%
стей, которое воплощается в развитии социальности. В этом ключе формируется про%
цессуальная концепция идентичности (Федотова, 2014).
90 ЗНАНИЕ . ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ2019 — №4
Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к ти%
пам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма
индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого
и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс
распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту
и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную
конструкцию, начинает самим собой воплощать социальный тип.
Презентация личности также осуществляется индивидом как на индивидуальном
(самопрезентация, самоуправление), так и на социальном уровнях (социальная пре%
зентация). Презентация направлена на достижение согласия личности с самой со%
бой и с другими участниками ее жизненного процесса. Впрочем, из этого не следует
утверждения в современной реальности «новой личности» (Уваров, 2016, 2017), меха%
низмы идентификации достаточно устойчивы и воспроизводятся в меняющихся исто%
рических условиях.
Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институ%
ционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, об%
разование, экономика и др.) и проявляются через соответствие поведения индивида
институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов на это по%
ведение. Разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате
идентификации. Социологический срез проблемы показал высокую значимость по%
требности в социальной идентичности для россиян. В. А. Ядов определил это как
«идентификационный синдром» (Ядов, 1994: 44).
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Идентификация и идентичность близкие, но не взаимозаменяемые понятия. Иден%
тификация отражает процесс, а идентичность — результат этого процесса. Социаль
ная идентичность индивида связана также с осознанием своей индивидуальности
и является его субъективным состоянием и объективно наблюдаемым качеством
тождественности другому человеку, группе, образцу и самому себе. Социальная
идентичность имеет протяженность во времени и в пространстве. Человек сохра%
няет свою индивидуальность как личностное своеобразие, как целостность и относи%
тельную стабильность на определенном временном этапе, а также в условиях различ%
ных пространственных и ситуационных изменений.
Дж. Г. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. В его трак%
товке осознаваемая идентичность — это идентичность, возникающая на основе раз%
мышлений человека о себе и своем поведении. Человек осознает свою идентичность,
размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка.
Поэтому осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума.
В то же время наличие такой идентичности означает наличие относительной свобо%
ды личности, так как человек перестает следовать ритуализированному разверты%
ванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Все это дает
основание определить неосознаваемую идентичностькак способность человека
неосознанно принимать нормы, вырабатывать привычки. Неосознанная идентич%
ность — это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной
группы, к которой он принадлежит (Mead, 1946). Этот взгляд воспринят многими оте%
чественными исследователями применительно к разным отраслям знания (Шиняе%
ва, 2015; Чугров, 2016; Шульга, Медведев, 2017). Переход от неосознаваемой к осозна%
Социология и жизнь 91 2019 — №4
ваемой идентичности возможен с развитием когнитивных процессов и только при на%
личии рефлексии.
Эту позицию можно считать общепризнанной. Поддерживая ее, Э. Гидденс уточ%
нил, что идентичность личности не является чем%то данным в качестве итога непре%
рывности жизнедеятельности. Это то, что должно рутинно производиться и под%
держиваться сознательно действующей личностью. По Гидденсу, идентичность лич%
ности не является только ее характерной чертой или даже комплексом таких черт.
Это «Я», понимаемое личностью в категориях биографии. Социальная идентичность
личности предполагает непрерывность во времени и пространстве и представляет со%
бой рефлексивную интерпретацию такой непрерывности со стороны личности (Gid%
dens, 2001: 75).
Социальная идентичностьопределяется в широком смысле, во%первых, как любая
идентичность человека в обществе, так как она имеет социальную природу и форми%
руется в результате взаимодействия индивида с другими людьми. Во%вторых, как со%
стояние тождественности социального субъекта вполне определенным социальным
элементам, составляющим общество и его культуру, его социальные группы и общно%
сти. В узком смысле социальная идентичность может затрагивать ту часть идентично%
сти человека, которая связана (по И. Гоффману) с типизацией его личности другими
людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит (Goff%
man, 1963). В данном случае она фактически совпадает с групповой идентичностью.
Э. Эриксон выделил положительный и отрицательный полюсы идентичности.
Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией. Социальная
идентичность развивается нормально, если срабатывает механизм закрепления по%
ложительных ее сторон, т. е. реально воплощаются в человеке требования к нему
со стороны социального окружения. Но может взять верх и отрицательный полюс
идентичности, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть (Эрик%
сон, 2006).
Социальные общности и социальные группы, обеспечивающие воспроизводство
социальных связей, имеют в своем составе людей, связанных отношениями по освое%
нию и воспроизводству своей жизнедеятельности, имеющих те или иные общие ка%
чества (происхождение, культура, статусы, роли, возраст, профессия и др.). Соци
альную идентичность группы составляет совокупность сходных характеристик
членов конкретной группы взаимодействующих индивидов.Мера тождественности
здесь связана с особостью социальной группы и спецификой задач, для решения ко%
торых она образовалась.
Высокая степень сходства людей может достигаться в первичных группах. В них
устанавливаются эмоциональные личностные контакты (семья, сверстники, друже%
ская компания). Во вторичных группах, возникающих на основе вторичных отноше%
ний и объединяющих людей в силу исполнения ими определенных ролей, обладания
социальными статусами, а не наличия симпатии (школьный класс, студенческая груп%
па, клуб, управление, цех, ассоциация), сходство значительно меньше.
В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам,
определяемым им как «свои». Члены групп, как правило, легко узнают «своих» и «чу%
жих» (это деление лежит в основе тезаурусного подхода — Луков, 2018, 2019). Оче%
видно, что признаками людей, принадлежащих к «своим», являются прежде всего
разделение определенных чувств и мнений, единодушие относительно сфер активно%
сти и целей жизни, единые символы и т. д.
92 ЗНАНИЕ . ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ2019 — №4
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
Исследование проблем социальной идентичности предполагает выделение ее раз%
новидностей для более полного и точного изучения этого феномена, а также опера%
ционализации используемых понятий, обоснования показателей и индикаторов со%
циологического измерения.
Осознаваемое индивидом сходство со многими социальными объектами, тождест%
венность его личности по тем или иным социальным качествам многим другим людям
и социальным группам составляет множество социальных идентичностей, которыми
он обладает для нормального функционирования в обществе.
Известное условное выделение уровней идентификаций: персональный, т. е. инди%
видуальный, или Я%идентичность; групповой; общественный, или общечеловеческий,
является основанием для выделения уровней социальной идентичности. Их может
быть тоже три. Это — (1) персональная, или Я%идентичность, а также собственно со
циальная идентичностькак результат (2) групповой и (3) общественной или общече%
ловеческой идентификации. Установлено, что у человека должен быть баланс Я%иден%
тичности и социальной идентичности.
Групповая идентичность понимается (1) как определенное сходство состав
ляющих ее индивидов.Групповая идентичность базируется на осознании каждым
индивидом своей принадлежности к группе, поддержании внутренней солидарности
идеалам и ценностям группы, а также обособлении каждого члена группы от «друго%
го» и обновляемости идентификаций с группой. Складывание группы предполагает
установление определенного взаимодействия индивидов со специфической норматив%
ной средой и образом мира. Идентичность группы зависит от ее сплоченности и наличия
жестких регламентов поведения. Социальная маргинальность может стать источни%
ком незавершенной групповой идентичности. Групповая идентичность может рассма%
триваться не только в отношении возможной социальной группы, но и в отношении
включенности конкретного человека в социальную группу. Групповая идентичность
рассматривается и (2) как состояние тождественности индивида определенной со
циальной группе, к которой он принадлежит и считает ее «своей» группой.
Другим основанием для обозначения различий социальной идентичности может
быть внешне различаемая степень овладения индивидом желаемой идентичностью
как сходством с другим человеком, группой, образцом. Определяются следующие сту%
пени продвижения индивида к желаемой идентичности по степени ее обретения: наи
простейшая идентичность, формирующаяся идентичность, незавершенная иден
тичность, достигнутая идентичность.
Наипростейшая идентичностьосознается человеком в детском возрасте на пер%
вичной стадии социализации по элементарным физическим данным. Наипростейшая
идентичность свойственна детям и является для них ведущей.
Формирующаяся идентичность— это та социальная идентичность индивида, ко%
торая только складывается в процессе его социализации. Она может отражать как на%
чальный этап ее обретения, так и развернутый процесс социализации по освоению ин%
дивидом социальных норм и культурных ценностей, обладание которыми необходи%
мо носителю желаемой идентичности. Формирующуюся идентичность называют еще
и незавершенной идентичностью, обозначенной в притязаниях индивида, но пока не
достигнутой им.
Достигнутая идентичность— это приобретенная в процессе социализации иден%
тичность индивида, на которую затрачено длительное время и значительные усилия.
Социология и жизнь 93 2019 — №4
Она может относиться к различным статусам, ролям и направлениям жизнедеятельно%
сти. Она апробирована, достроена и присвоена индивидом. Она представляет собой
наиболее высокий уровень социальной идентичности, обретенной индивидом, когда
человек знает, кто он и чего он хочет. Достигнутой идентичностью, по Дж. Марсиа, об%
ладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший
определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убежде%
ний. Таким людям присуще чувство направленности и осмысленности жизни, чувство
доверия и оптимизма в отношении будущего. Их не пугают трудности (Marcia, 1980).
Особо важным основанием для выделения разновидностей социальной идентично%
сти могут рассматриваться ее компоненты, отражающие то или иное сходство ин%
дивида с конкретными свойствами объекта как идентификационного ориентира или
с сущностными сторонами социальности, в которую он интегрирован. Можно ска%
зать, что это — содержание или профиль как набор типичных характеристик опреде%
ленной стороны социальной идентичности. Ведь процессы социальной идентифика%
ции отражают то или иное содержание социализации индивида. Поэтому выделенное
нами ранее содержание социализационного процесса в качестве классификационно%
го критерия разновидностей социализации (профессиональная, правовая, политиче%
ская, культурная и другие виды социализации) предлагается использовать и в обозна%
чении видов социальной идентичности. По содержанию можно выделить следующие
ее разновидности: статусная, ролевая, профессиональная, корпоративная, полити
ческая, культурная, этническая, историческая, национальная, гражданская, пат
риотическая, территориальная, религиозная, виртуальная, сетевая, возрастная,
гендерная, половая, психофизиологическая, телесная, европейская, азиатская, расо
вая и другие идентичности.
Статусная идентичностьотражает социальное положение человека в обществе,
его принадлежность к тому или иному социальному слою. Статусы могут быть фор%
мализованными и неформализованными. Формализованные (формальные) статусы
возникают в рамках формальных институтов и групп (статус директора завода, бри%
гадира, профессора, магистра и т. д.). Неформализованные (неформальные) статусы
(статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива, уважаемого че%
ловека и т. д.) основаны на общественном мнении, а не на законах. Статусная идентич%
ность индивида зависит от предписанности или приобретенности его статуса. Пред%
писанный статус, как правило, человек имеет от рождения — раса, пол, родствен%
ное положение, возрастные характеристики и т. д. Индивид вынужден принимать
такой статус и соответствующую ему идентичность, а если по%другому, то его иденти%
фикация уходит в отклонение, которое в каждом конкретном случае будет особо
трактоваться социальным окружением и иметь те или иные последствия для судьбы
конкретного человека. Статусная идентичность, для достижения которой необходи%
мо приложить усилия, связана с приобретаемыми, достигаемыми статусами (статус
профессора, предпринимателя, жены, пианиста, офицера, студента и т. д.). Человек не
всегда имеет возможности достичь желаемого статуса. Он корректирует свои амби%
ции, ищет способы замещения и компенсации статусной идентичности. Личный ста%
тус — это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от
того, как он оценивается данной группой в качестве человеческого существа со свои%
ми личностными качествами.
Ролевая идентичность— осознанная человеком и выполняемая им социальная
функция, модель поведения, заданная его социальной позицией в системе социальных
94 ЗНАНИЕ . ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ2019 — №4
отношений. Социальная роль, являясь деиндивидуализированным образцом поведе%
ния, персонифицирует сложившиеся общественные отношения в конкретных лично%
стях. Многие роли (отец, мать, учитель, водитель и др.) можно определить как специ%
фический социальный тип и связанное с ним типическое поведение. Ролевая идентич%
ность позволяет закреплять это в личности. Социальные роли обусловливают
важнейшие черты и свойства личности, и прежде всего тождественное, идентичное
в индивидах.
Профессиональная идентичность— осознанная индивидом его принадлежность
к профессиональному сообществу по уровню образования, профессиональным ком%
петенциям и профессиональной культуре, а также по его включенности в профессио%
нальную группу, которая воспринимает данного индивида как «своего» (Перинская,
2018: 209). Профессиональная идентичность является интегральной характеристикой
индивида как субъекта труда, эффектом его длительного профессионального функ%
ционирования. Это результат профессиональной социализации, осуществляемой
прежде всего в процессе профессионального образования и профессиональной дея%
тельности человека, посредством которой он раскрывается, реализуя свои знания, на%
копленный опыт, удовлетворяет свои потребности и интересы, а также совершенству%
ет свое профессиональное мастерство. Профессия имеет свою личностную форму,
представляя собой индивидуальный способ приложения человеком сил и возможнос%
тей, реализации способностей. Психологами изучены способы идентификации чело%
века с профессией. Так, Д. Н. Завалишина (Завалишина, 2001: 124) выделяет четыре та%
ких способа: «поверхностная», «узкая», «вынужденная» и «широкая» идентифика%
ции. Здесь представляется возможным говорить о четырех соответствующих
вариантах достижения профессиональной идентичности. «Поверхностная» профес%
сиональная идентичность может быть преодолена в результате напряженной работы
человека по эффективному преображению себя как профессионала. «Вынужденная»
идентификация постепенно может наполниться интересом человека к нелюбимой ра%
нее профессии и придать иной статус его соответствия профессии. С приобретением
практического опыта профессиональной деятельности, увеличением объема решае%
мых трудовых задач становится реальным переход человека от «узкой» к «широкой»
профессиональной идентичности. Но наряду с прогрессивной динамикой возможен
ее регресс — утрата профессиональной идентичности или ее деградация к более низ%
ким формам.
Профессиональная идентичность тесно связана с корпоративной идентичнос
тью, которая отражает не только принадлежность индивида, владеющего опреде%
ленной профессией, к конкретному профессиональному сообществу. Она свидетель%
ствует также об осознании им тождественности с конкретной деловой организацией
(корпорацией, предприятием, поликлиникой, вузом, банком, издательством и др.),
признание ее философии, норм и правил. В корпорации широко распространены ак%
ты идентификационной симпатии (Goffman, 1972). В этих актах находят выражение
предупредительность и внимательность людей друг к другу. Индивид может предпри%
нимать шаги, репрезентирующие его определенные притязания. Потребности, поже%
лания, состояние дел, переживания индивида, т. е. его ситуация, рассматриваемая
с его точки зрения, обеспечивает второго индивида ориентирами для разработки раз%
нородных жестов уважения. Заметим, что акты идентификационной симпатии могут
быть как незаинтересованной, так и заинтересованной внимательностью в зависимо%
сти от того, какой характер связей сложился между индивидами.
Социология и жизнь 95 2019 — №4
Корпоративная идентичность часто рассматривается и в отношении самой органи%
зации, в которой складывается корпоративная культура как совокупность норм, цен%
ностей, образцов поведения, способов достижения цели, корпоративной коммуника%
ции, единения и социального согласия (Крылов, 2004, 2010).
Этническая идентичностьявляется разновидностью социальной и групповой
идентичности и означает принадлежность к определенному этносу. В основе этниче%
ского самосознания индивида лежит восприятие своей этнической общности, ее исто%
рии и культуры. На осознание этнической идентичности влияют такие факторы, как
язык, тип социальных связей, общность прошлого, социокультурная среда, религия
и пр. (Ламажаа, 2018). Причисление индивида к этнической группе зависит в первую
очередь от его самоопределения, а также от наличия родственных связей с членами
этнической группы и обладания ее специфическими культурными чертами. Можно
выделить различные уровни сформированности этнической идентичности. У человека
может быть непроверенная идентичность и безразличие к своим корням. Он может
быть в поиске своей этнической идентичности. Человек может иметь достигнутую эт%
ническую идентичность, обладая ясным и четким ощущением этнических характерис%
тик. В отношении термина этнической идентичности применяют и некоторые уточ%
нения для фиксации состояния этой идентичности в конкретном случае, например
«целостная», «альтернативная» (украинец по паспорту, русский по духу), «двойст%
венная» или «множественная», «утраченная».
Гражданская идентичность, как пишет Е. А. Кочина, — это осознание индивидом
собственной причастности к сообществу граждан определенного государства (Кочи%
на, 2015: 255). Как отмечает Е. А. Гришина, гражданство, гражданственность и патри%
отизм включаются как элементы в понятие гражданской идентичности, выступающей
основой социальной интеграции (Гришина, 2003: 336). Гражданская идентичность
имеет объективную и субъективную составляющие. Объективная составляющая
гражданской идентичности предполагает предписанную как формально — государст%
вом и правом, так и неформально — доминирующими культурными и социальными
стандартами и нормами идентичность. Субъективная гражданская идентичность со%
стоит из признаваемой самим индивидом его тождественности данному обществу
и действующей в данном обществе культуре. Понятие гражданской идентичности не%
редко отождествляют с общенациональной идентичностью. По результатам исследо%
вания С. А. Мадюковой, О. А. Персидской и Ю. В. Попкова, посвященного выявлению
специфики идентификационных стратегий молодежи этнических групп республик
Сибири, отмечается, что при сбалансированной структуре идентификационной мат%
рицы молодежи общенациональная идентичность является в большей степени выра%
женным видом идентичности (Мадюкова, Персидская, Попков, 2017: 69).
В цифровом обществе складываются особые преграды закрепления национальной
и гражданской идентичностей. Транскультурные потоки в виртуальном пространст%
ве представляют новые возможности идентификации поверх национальных границ
онлайн и офлайн, что в определенной мере не вписывается в жесткие националь%
ные рамки.
Политическая идентичность индивидаотражает его включенность в деятель%
ность политических партий или организаций, политические движения. Такая иден%
тичность может обнаруживать доверие и симпатии человека к тем или иным полити%
ческим силам. Она актуализируется в условиях развертывания выборной кампании,
когда индивиды становятся электоратом и определяют судьбу государства.
96 ЗНАНИЕ . ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ2019 — №4
Историческая идентичностьявляется передаваемой из поколения в поколе%
ние принадлежностью к единому для всего народа прошлому своей страны. Человек
обнаруживает эту идентичность как предписанную до его рождения данность и ста%
рается соответствовать ей своим поведением и обретаемым в процессах социальной
идентификации и социализации множеством идентичностей. Историческая идентич%
ность отражает представление индивида о себе в конкретном социально%историчес%
ком контексте.
Религиозная идентичностьопределяется А. Н. Крыловым как форма религиозно%
го и социально ориентированного самосознания человека, проявляющегося одновре%
менно как на индивидуальном, так и на социальном уровнях (Крылов, 2012: 223). С од%
ной стороны, религия выступает содержанием идентификационного процесса. Чело%
век осознает собственную идентичность посредством религиозных норм, истин,
учений. Религия помогает ему найти себя, осознать свое место в жизни, ответить на
экзистенциальные вопросы. С другой стороны, религия выступает инструментом, по%
средником идентификационного процесса. Посредством религии человек осознает
свою принадлежность к определенной группе, роду, нации, стране. Религия служит
сохранению и передаче норм, традиций, важных для процесса идентификации. Рели%
гиозные традиции теряют свое значение в современном обществе. Меняются функции
религии, трансформируется религиозное поведение, и замещаются отдельные эле%
менты религиозной идентичности новыми субидентичностями.
«Виртуальная» идентичностьявляется предполагаемой, возможной, потенци%
альной идентичностью индивида. Такую идентичность порождают социальные прак%
тики, в ходе которых складываются новые идентификационные ориентиры и возмож%
ности их достижения. Но в условиях развития цифровых медиа «виртуальная» иден
тичностьобретает новое значение. Основанием для этого становится то, что индивид
может воспользоваться «виртуальной реальностью» для воплощения такой разно%
видности идентичности в себе. У интернет%зависимых людей «виртуальная реаль%
ность» не только дополняет, а почти заменяет социальную реальность, «виртуальная»
идентичность может преобладать над другими идентичностями и реальными дости%
жениями человека. Виртуальные социальные сети строятся в повседневных социаль%
ных контекстах, но существуют отдельно от них в виртуальном пространстве. Круп%
нейшая виртуальная социальная сеть Фейсбук, охватывающая почти половину всей
интернет%аудитории, выступает основной платформой для опосредованной цифро%
выми технологиями визуальной коммуникации. В этой сети стало общепринятой фор%
мой социального взаимодействия «просматривание» друзей. П. Уймонен (Uimonen,
2013) исследовала визуальную идентичность как виртуальную саморепрезентацию
посредством фотографий. Она, опираясь на работы Ирвинга Гофмана, связывает вы%
бор фотографии с управлением впечатлениями, где профильная фотография рассма%
тривается как «фиксированный реквизит» «переднего плана» взаимодействия и отме%
чается возможность пользователя показать те аспекты своего «Я», которые прежде
находились на заднем плане.
Понятие виртуальной идентичности уточняет термин «сетевая идентичность», ко%
торая не порождается сама собой в процессе взросления и старения человека, а обре%
тается в виртуальном пространстве.
Сетевая идентичность— это идентичность индивида в Сети, которая им специ%
ально конструируется для открытой презентации другим людям. Она легко видоиз%
меняется вплоть до полной замены даже на альтернативную идентичность, например
Социология и жизнь 97 2019 — №4
человек меняет пол, возраст, статус. Здесь можно надеть маску, примерить новую
роль. Сетевая идентичность поверхностна в отличие от относительно устойчивой
социальной идентичности человека, формирующейся как многомерное образование
в течение длительного времени и выступающей результатом социализации и социаль%
ной идентификации. Могут различаться отдельные параметры идентичности чело%
века в Сети и в реальности. Такие различия выявлены по результатам сравнительно%
го исследования отечественных психологов А. Е. Войскунского, А. С. Евдокименко,
Н. Ю. Федуниной (Войскунский, Евдокименко, Федунина, 2013).
Половая идентичностьпредполагает осознание индивидом своей принадлежнос%
ти к мужскому или женскому полу по биологическим и анатомическим различиям.
Гендерная идентичность— осознание себя представителем гендерной общности
(мужской или женской), т. е. мужественного или женственного рода (гендера), затра%
гивающего психологические, социальные и культурные особенности индивида. Разли%
чия в поведении мужчин и женщин формируются главным образом в процессе их со%
циализации.
Еще одним основанием для выделения видов социальной идентичности является ее
рассмотрение в аспекте нормы и отклонения с учетом результативности процессов
идентификации и социализации, а также преодоления кризисов идентичности. По
данному критерию можно выделить позитивную, успешную, целостную, негатив
ную, кризисную, принудительную, отклоняющуюся, преждевременную, вынужден
ную, ускоренную, запаздывающую, ситуационную, демонстративную, формальную,
неформальную, кризисную, несформированную, диффузную, реактивную, полемиче
скую, предъявляемую идентичности, а также утраченную идентичность. Охаракте%
ризуем некоторые виды перечисленных идентичностей.
Позитивная идентичность— это социальная идентичность индивида, отражаю%
щая результат его успешной социализации и одобряемая обществом и социальными
группами, членом которых он является. В понимании Э. Эриксона такая идентичность
относится к положительному полюсу социальной идентичности.
Целостная идентичность— это социальная идентичность, отражающая сформи%
рованность индивида как целостной личности в результате его успешной социализа%
ции, освоения и присвоения социальной субъектности. Такая идентичность представ%
ляет собой устойчивую совокупность согласованных компонентов «Я» и собственно
социальной идентификации. Индивид принимает себя как особь с конкретными пси%
хофизиологическими и личностными данными, удовлетворен своей принадлежнос%
тью к социальным группам и к обществу, осознает позитивную оценку социального
окружения и общества в отношении себя, проявляет на высшем уровне активность,
самостоятельность, ответственность. Как правило, целостная идентичность индивида
достигается в зрелом возрасте.
Негативная идентичность— это не желаемая для индивида социальная идентич%
ность, отрицаемая его социальным окружением и обществом. Особым случаем такой
идентичности становится результат отклоняющейся социализации индивида, кото%
рый противоречит ожиданиям общества, но может приниматься индивидом, не спра%
вившимся с собой в освоении и выполнении социальных норм (наркоман, алкоголик,
преступник, террорист, проститутка и др.). Эти случаи (в понимании Эриксона) отно%
сятся к отрицательному полюсу социальной идентичности.
Преждевременная идентичностьможет быть отнесена и к индивидам, прошедшим
преждевременную социализацию — раннее освоение индивидом социальных ролей
98 ЗНАНИЕ . ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ2019 — №4
и моделей социального поведения, которые не только не соответствуют его возрасту
по действующим культурным традициям и общественным нормам, но и недопустимы
в связи с незрелостью индивида или даже вредны для его физического и нравствен%
ного здоровья. Преждевременное обретение социальных ролей сопровождается вы%
нужденной идентичностью. Это и раннее вынужденное приобщение детей и молоде%
жи к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и сексуальные связи, и раннее
деторождение, и различные формы социальных девиаций.
Другую трактовку преждевременной идентичности дает Марсиа (Marcia, 1980). Он
определяет эту идентичность как в основном приписываемое индивиду состояние, ко%
торое предваряет процесс его идентификации с родителями или другими значимыми
людьми. Элементы сходства с другими формируются у индивида относительно рано.
Он обладает определенными целями, ценностями, убеждениями. Но они не являются
результатом самостоятельного поиска и выбора. Кроме того, человек никогда не пе%
реживал кризиса идентичности, который, по Марсиа, просто необходим. Примером
такой преждевременной идентичности может быть статус богатого человека, насле%
дуемый ребенком богатых людей, или принадлежность к элитной группе, присвоен%
ная индивидом вследствие идентификации с родителями, но не достигнутая им само%
стоятельно.
Ситуационная идентичностьвозникает в особых ситуациях жизнедеятельности
инд
26 июля, 2023
Павел
Город
Минск
Возраст
54 года (13 декабря 2024)
27 июля, 2016
Виктор
Город
Минск
Возраст
33 года (15 июня 1991)
7 августа, 2016
Дмитрий
Город
Минск
Возраст
31 год (17 июня 1993)